Технология «Мировое кафе»

 

   В основном данные технологии используются на психологических и бизнес-тренингах. Однако технология «Мировое кафе» может быть успешно использована в процессе организации и проведения урока.
Технология организационного развития и изменений «Мировое кафе» (The World Cafe) - это технология и искусство разговора по делу, разговора о сути дела в непринужденной и открытой атмосфере - в уютной обстановке привычного кафе.
   Цель «Мирового кафе» - создание возможности для контакта не столько профессионального, сколько, в первую очередь, личного, по принципу: «Если заладились человеческие отношения, то и результат делового общения всегда будет успешным».
   Задача участников «Мирового кафе» – собрать по возможности максимальный объем информации: впечатлений, мнений и оценок по определённой проблеме.
   А результатом такой работы должна стать «картина мира», полученная за весьма короткое время, отражение ситуации в умах присутствующих, иными словами, «срез общего мнения» по теме Круглого стола (в данном случае). Подробная рефлексия и наметки совместной деятельности за счет генерации идей.
   Как же организуется сам процесс? Для эффективного обсуждения с использованием метода «мировое кафе» в группе должно быть не менее 3-5 человек. Рассадка происходит как в обычных кофейнях, по три-четыре человека за столик, с одним отличием – один человек берет на себя роль «хозяина стола», а остальные участники играют роль приглашенных гостей. Для активизации процесса обсуждения и фиксации результатов на каждом столе лежат бумажные скатерти и разноцветные маркеры, все идеи запечатлеваются удобным способом – схема, рисунок, тезис.
Спустя некоторое время «гости» перемещаются за следующий стол, а «хозяин» остается на своем месте и рассказывает вновь пришедшим к нему гостям о сути обсуждаемого вопроса – кратко презентует основные мысли, высказанные до этого. К окончанию второго круга дискуссий все «гости» кафе будут знакомы с предложениями и идеями друг друга, каждый выскажет свое мнение и узнает мнение коллег. После этого, все собираются для общей дискуссии по вопросу.
   Для эффективного проведения «мирового кафе» очень важно придерживаться следующих правил:
- Задать контекст ситуации – четко и понятно для участников основные цели и задачи.
- Определить круг участников – подготовить и распределить разные аспекты обсуждаемой проблемы для групп за столиками. Цель обсуждения в формате «мирового кафе» – совместный поиск перспектив и общий доступ к возможности развития и новым перспективам.
- Рассматривать по-настоящему важные аспекты проблемы. Потому что, если внимание участников будет направлено на решение действительных сильных вопросов, то будет получен по-настоящему видимый эффект. Обсуждение получится открытым и глубоким.
- Отмечать вклад каждого участника: так как количество участников ограничено тремя-четырьмя, то «промолчать» и отсидеться в сторонке будет достаточно сложно.
- Уважать каждое мнение, даже «неправильное». Приглашать к обсуждению и сотрудничеству.
- Щедро делиться успешным опытом, внимательно слушать других.
- Собрать воедино и наглядно представьте результаты работы всех групп.

( Опубликовано 18-03-2019 )

Диагностика «Уровень сформированности умений и навыков самообразования»

Ссылка на диагностику

( Опубликовано 18-03-2019 )

Самообразование

«Профессиональный и личностный рост педагога через организацию работы по самообразованию».
   Самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста,- это навык самообразования. Особенно это важно для педагога. Самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса.        Самообразование учителя более эффективно в том случае, если оно связано не только с узкодидактическими целями, а исходит из идеи всестороннего развития специалиста как личности. Чем активнее учитель использует информацию для развития собственной личности, тем больше её «педагогический выход», тем более информация превращается в средство воспитательного воздействия педагога. И наоборот, стремление к прямому переносу информации в деятельность, минуя личностное переосмысливание информации, ограничивает использование её в работе с учащимися. Следовательно, целевой функцией самообразования является всестороннее развитие личности педагога для обеспечения высокого качества образовательного процесса.
   Работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога.
  Что же такое «самообразование»?
  В словаре С. И. Ожегова самообразование определяется как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя»
 В педагогическом энциклопедическом словаре «самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п».
  В современной педагогической литературе самообразование трактуется «…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования».
  Л. П. Вишневская под самообразованием понимает «деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке, соотнесенных с требованиями и ценностями общества, которая, будучи сложной организованной системой, включает в себя средства поиска и усвоения социально значимого для личности опыта, процесс и результат освоения этим опытом и является основанием для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех отношениях».
  С. В. Юдакова считает, что «самообразование — самостоятельная познавательная деятельность человека, которая включает в себя следующие компоненты: целенаправленную самореализацию на основе внутренней свободы личности; удовлетворение потребностей в социализации; продуктивную часть личности на основе осознания познавательных потребностей; специально организованную самодеятельную систематическую познавательную деятельность по достижению целей, связанных с личностным развитием».
  Таким образом, самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность,  управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.  Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью. Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии и связано с развитием осознания, а также определенных внутренних качеств и черт личности педагога, требует от личности самостоятельных познавательных сил. Это самостоятельное овладение системой профессиональных ценностей и современных технологий. Педагог, имеющий навыки самостоятельной работы, имеет возможность перейти к научно—практической и исследовательской деятельности, тем самым сможет привлечь и внимание своих учеников к выполнению проектных и исследовательских работ. Вместе с тем, новые технологии требуют от педагога наличия достаточных знаний в области психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов обучения и целесообразности их использования в работе. Но, как показывает практика, воспользоваться новыми методами и технологиями в полной мере можно не всегда. Зачастую просто учителю не хватает тех знаний, которые необходимы для работы с современными технологиями. Отсюда и возникает потребность педагога в самообразовании.
  Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным. Самообразование и саморазвитие педагога носит ярко выраженный индивидуальный характер. И готовность к самообразованию определяется профессионально—педагогической направленностью личности. Профессионально—педагогически направленная личность характеризуется осознанной и эмоционально выраженной значимостью для человека профессии педагога. Она выражается в том, что «в педагоге развиты, или развиваются, такие профессиональные способности и качества личности, как: интерес и любовь к ребенку, потребность в педагогической деятельности, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, требовательность, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, профессиональная работоспособность».  
  Важным условием является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.).
  Культура профессионального самообразования педагога - один из элементов организации всего  образовательного процесса предусматривает многокомпонентную деятельность учителя, включающую  в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга.
1.Общеобразовательное самообразование включает в себя:
- общеобразовательную информацию;
- информацию,  умения  и навыки,  имеющие общепедагогическую ценность;
- знания,  умения и навыки,  имеющие значение для повышения предметной квалификации.
2.Предметное самообразование включает в себя:
- чтение специальной литературы по предметам;
- посещение специальных занятий, курсов, семинаров и т.д.
3.Психолого-педагогическое самообразование включает:
- углубленное изучение педагогической и психологической литературы,  т.к. наибольшие затруднения учитель испытывает в сфере психологической  компетентности и выборе средств воздействия на своих воспитанников и организации взаимодействия с ними.
4.Методическое самообразование включает в себя - шлифовку методики преподавания через:
- чтение специальной литературы;
- изучение педагогического опыта;
- анализ собственной деятельности.
  Вся эта деятельность может проводится при условии готовности к ее осуществлению. Готовность к самообразованию (СО) складывается из следующих сформированных компонентов:
- когнитивного (базовая культура личности, профессиональные знания,  умение их применять и др.);
- мотивационного (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования и др.);
- организационного (умение выбрать источники познания и формы самообразования и др.);
-нравственно - волевого (любознательность,  критичность, трудоспособность и т.д.).
Виды самообразовательной деятельности педагога:
1.Фоновое общеобразовательное самообразование - самостоятельная познавательная деятельность как естественная часть жизни учителя (чтение  художественной литературы, просмотр отдельных телепередач и т.д.).
2.Фоновое педагогическое самообразование - просмотр и чтение педагогической периодики,  книг по педагогике,  психологии и методикам и др.
3.Перспективное профессиональное самообразование - работа учителя над определенной  психолого-педагогической проблемой продолжительной во времени.
4.Актуальное педагогическое самообразование - работа над  отдельными  существенными затруднениями в своей педагогической деятельности.
  Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• иностранные языки
• политическое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобби………
      Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.
  Каждый содержательный компонент профессионального самообразования учителя может находиться на различных уровнях сформированности, поэтому вся самообразовательная деятельность выступает как многоуровневое образование.
  Условно можно выделить четыре уровня самообразования. Зная характерные особенности каждого из них, педагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.
  Первый уровень – низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки), при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.
  Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.
Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).
  Наивысший уровень самообразования присущ таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.
  Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
  Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
  Совсем недавно в литературе появились уровни профессионального роста учителя (И.Щербо), уровни его саморазвития:
Нулевой уровень – слабая методическая подготовка;
1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников;
2-й уровень – применение новых технологий обучения;
3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий;
4-й уровень - разработка новых методик при частичном изменении содержания;
5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета;
6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части;
7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением
  Педагог должен быть творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей педагога, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.
  Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. У современного педагога, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к обучающемуся.
  Таким образом, можно сделать вывод: важно, чтобы педагог сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным самообразованием. Только тогда педагог будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.
 Самообразование педагога будет продуктивным только тогда, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии (принцип добровольности).
  Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации;
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовлетворение;
•Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на уче¬никах, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
•Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, стимулирование, надбавки, звания и награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. . Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, кото¬рая, естественно, оплачивается выше.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «Исцелися сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?
Источники знаний:
•телевидение;
•газеты, журналы;
•литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
• Интернет;
•видео, аудио;
•платные курсы;
•семинары и конференции;
•мастер-классы;
•мероприятия по обмену опытом;
•экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
•курсы повышения квалификации;
•путешествия.
  Все источники можно разделить на: способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
  Составляющие процесса самообразования педагога.
  Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
• Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
• систематический просмотр определённых телепередач;
• чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
• обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
• решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
• посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
• дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
• изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
• систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
• проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
• организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
• изучение информационно-компьютерных технологий;
• посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
• общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
• ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Формы работы по самообразованию педагогов:
Самообразовательная работа над рефератом по теме
Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
Обзор в Интернете информации по теме
Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
Изучение информационно-компьютерных технологий.
Участие в конкурсах в Интернете.
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
Сетевые педагогические сообщества.
 Этапы самообразования.
Технология организации самообразования педагогов
1 этап – установочный.
Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий.
На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический
На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретический
В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на Республиканских МО; посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный
На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает:
- текущее и перспективное планирование;
-подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации;
-овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта;
- постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
Личный план самообразования учителя
   На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:
•название темы
•цели
•задачи
•предполагаемый результат
•этапы работы
•сроки выполнения каждого этапа
•действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой
•способ демонстрации результата проделанной работы
•форма отчета по проделанной работе
  По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей
  Результаты самообразования.
  Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок:
•повышение качества преподавания предмета
•разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
•разработка новых форм, методов и приемов обучения
•доклады, выступления
•разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
•выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
•разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
•создание  комплектов педагогических разработок
•проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
  Вопросы результативности самообразовательной деятельности рассматриваются на заседаниях методических объединений, методического совета, педагогических советах, где заслушиваются отчеты педагогов по самообразованию, осуществляется презентация наработанных по теме самообразования материалов.
Необходимо обратить внимание на механизм презентации педагогами достигнутых результатов по результатам самообразовательной деятельности, а именно более активно использовать такие формы как: выступления на различных форумах, публикации в СМИ, участие в конкурсах методических материалов, Интернет — конференциях, выступления на научно-практических конференциях. Практически очень редко материалы систематизируются в виде сборников практических материалов. Недостаточно активно учителя гимназии пропагандируют свой позитивный опыт работы над темами самообразования на уровне района, через предметные научно-методические журналы.
  Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта предполагает, что приоритетным признаком в оценке качества работы учителя и образовательного учреждения в целом становится система, включающая в себя инновационность, наличие в опыте современных технологических подходов, научно-объективную оценку процесса и результата деятельности. Самоанализ личного педагогического опыта становится важной обязательной частью повышения квалификации педагогов претендующих на высшую квалификационную категорию, так как позволяет соединить теоретические знания, полученные и практическую деятельность.
  Продуктивность процесса самообразования.
  Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
• педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта; педагогический опыт учителя  является фактором изменения образовательной ситуации;  педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений;
• педагог обладает развитой способностью к рефлексии; педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога -профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
• педагог готов к педагогическому творчеству;
•осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
  В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.
  Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

( Опубликовано 18-03-2019 )